В чешском городе Брно возле августинского монастыря св. Томэша есть небольшая площадь, которая носит имя Грегора Менделя. Того самого Менделя, имя которого в 50-60-е годы запрещалось произносить советским студентам. Слово «менделизм» в то время у нас считалось ругательным. В результате в нашей стране
генетика не развивалась.
зеликих открытиях Грегора Менделя мир узнал лишь после его смерти — и воздал ему должное. Сейчас на территории монастыря св. Томаша открыт мемориальный комплекс, посвященный памяти основоположника генетики. В бывшей столовой монастыря можно увидеть приборы, которыми пользовался ученый. А в монастырском садике воспроизводятся опыты Менделя по скрещиванию растений.
Грегор Мендель родился в 1822 году в Чехии, в крестьянской семье. Не успел подрасти, как стал помощником отца, ухаживавшего за барским садом. Немногих мальчишек увлекла бы такая работа. Но Грегор не считал ее трудовой повинностью, ему было интересно прививать фруктовые деревья и наблюдать, что из этого получится. Интерес мальчика к природе, его любознательность и способности заметил учитель То- маш Маккита, по рекомендации которого Грегор после окончания общинной школы пошел учиться дальше—в школу в Липнике. Говоря современным языком, из начальной школы перешел в среднюю.
Блестяще окончив ее, он стал учеником гимназии в Троппау (ныне город Опава). Но тут с его отцом случилось несчастье: во время работы в лесу он получил тяжелую травму. Антон Мендель не мог больше поддерживать сына в учебе, и шестнадцатилетний Грегор был вынужден
самостоятельно зарабатывать на жизнь. Чтобы сводить концы с концами, он окончил учительские курсы и начал давать частные уроки. Но гимназию не бросил и по-прежнему считался в ней лучшим учеником.
По окончании гимназии Мендель поступил на философские курсы при университете в городе Олбьмюц (сейчас Оломоуц), но для продолжения учебы не хватало средств. Ему пришлось бы оставить курсы, если бы не помощь младшей сестры Те- резии, которая уступила ему часть своего приданого. Впоследствии Мендель отблагодарит сестру, взяв на себя все расходы по воспитанию и образованию ее детей.
На дальнейший выбор жизненного пути Грегора большое влияние оказала его мать, очень набожная женщина. Она мечтала, чтобы сын стал священнослужителем. Это не расходилось с устремлениями Грегора, тем более что должность священника давала ему возможность продолжить учебу.
В 1843 году, после окончания философских курсов, Мендель был принят в августинский монастырь св. Томаша, монахи которого славились ученостью. Настоятель Франц Напп, подбирая будущих священнослужителей для своего монастыря, в первую очередь обращал внимание на их интеллект и образование. Здесь можно было встретить людей разных мирских профессий — филологов и ботаников, музыкантов и математиков. Одновременно со службой в монастыре они преподавали в моравских гимназиях и школах.
Мендель отлично учился в богословском училище при монастыре, получил сан и был назначен в больницу св. Анны приходским священником. Но его по-прежнему тянуло к знаниям, он мечтал получить высшее образование. И вместо продолжения духовной карьеры Мендель решил поступить в Венский университет. Но мечте не суждено было сбыться: он не выдержал экзаменов. Наука развивалась, в ней происходили открытия, о которых он не слышал. Он не был знаком с работами Дарвина по эволюции млекопитающих, а богословское воспитание не позволяло ему зачислить человека в отряд приматов.
Из Вены Мендель вернулся обратно в августинский монастырь. Настоятель Напп нашел средства, чтобы направить Менделя в Венский университет вольнослушателем. Обучение в качестве вольнослушателя не давало права получить диплом, но имело и некоторые преимущества: из всех предметов можно было выбрать самые необходимые. Мендель с большим интересом занимался физикой, биологией, химией и математикой. Анатомию и физиологию растений он изучал в лаборатории профессора Ун- гера — одного из лучших цитологов мира. Университетские преподаватели оценили ум, трудолюбие и увлеченность Грегора. По их рекомендации его еще студентом приняли в члены Венского зоолого-ботаниче- ского общества.
После двух лет изучения естественных наук Мендель вернулся в Брюнн (так раньше назывался город Брно), где его назначили преподавателем физики и естественной истории в Брюннскую высшую реальную школу. Там проявился еще один его талант — педагогический: эрудиция и добросовестность сочетались у него с необычной для учителей мягкостью. Ученики ценили его не только за образованность, но и за доброту.
Однако при всей своей учености без диплома Мендель не мог стать профессором. Чтобы устранить эту очевидную для всех несправедливость, он в 1856 году предпринял еще одну попытку поступить в Венский университет — опять неудачную. Будущий основоположник генетики не сумел одолеть экзамен по биологии. Больше никаких попыток получить высшее образование он не делал и последующие четырнадцать лет проработал в высшей реальной школе обычным учителем.
А в монастыре Грегор Мендель разводил цветы, выращивал в оранжерее ананасы, занимался энтомологией, изучал поведение пчел. Вообще круг научных интересов Менделя был чрезвычайно широк. Он занимался метеорологией, руководил метеостанцией в Брюнне и даже опубликовал несколько научных работ в этой области. Увлекался ономастикой — наукой об образовании имен собственных: он систематизировал немецкие фамилии, нумеровал их, учитывал количество в них гласных и согласных букв. Возможно, пытался открыть новые законы лингвистики.
Но главный научный интерес Менделя был сосредоточен на другом — на законах наследственности. Настоятель Напп выделил ему для опытов маленький участок земли около монастыря. Грегор Мендель посеял на этом участке горох. Выбор объекта исследования был тщательно продуман: удобство в культивации, самоопыление, четко выраженные признаки, крупные цветки, хорошо переносящие кастрирование и защищенные от чужой пыльцы, плодовитые гибриды. Мендель определил задачу своей научной работы — изучать наследование различающихся признаков.
Ход скрещивания и результаты опытов Менделя сейчас подробно описаны во всех учебниках биологии. Правила наследования, сформулированные им, — классика биологии.
Его эксперименты по скрещиванию были лаконичны, логичны и точно просчитаны. В своих описаниях Мендель не использовал слова «ген» и «хромосома» — эти термины появились позже. В его работах вместо них фигурирует выражение «наследственный задаток». Но сути дела это не меняет. Мендель ввел новые понятия (доминантный и рецессивный признаки) и новую символику — буквенные обозначения генов, которыми пользуются все современные генетики. Он впервые использовал математический анализ биологических проблем и впервые применил метод вероятностей при случайном сочетании гамет (половых клеток) в процессе оплодотворения. Мендель определил, что признаки живого организма передаются определенными задатками (хромосомами), которые находятся в клетках в виде пар. Результаты опытов ученый изложил в работе «Опыты над растительными гибридами», которая считается классической.
В 1865 году Мендель доложил о явоих открытиях на очередном заседании Естественнонаучного общества. Его статья с результатами исследований была опубликована в журнале, рассылавшемся в научные институты по всему миру. Мендель ждал признания, откликов или хотя бы вопросов. Но никакой реакции от научного мира не последовало. Сущность открытия Менделя в то время осталась непонятой.
Настоятель Напп умер в 1867 году. Весной 1868 года одиннадцатью голосами из двенадцати выборщиков новым аббатом был избран Грегор Мендель. С этой должностью трудно было сочетать научную работу. По обычаю и закону настоятель монастыря св. Томаша занимал важное место в политической и финансовой жизни империи. Мендель участвует в выборах членов Моравского сейма и императорского совета.
С 1874 года Мендель тратил много сил на борьбу против закона о налогообложении монастырей. Он был единственным настоятелем во всей Австрийской империи, кто отказался платить подати. По иронии судьбы вскоре после смерти Менделя этот закон был упразднен.
Несмотря на загруженность общественной работой, Грегор Мендель продолжает опыты по гибридизации растений и скрещиванию пчел. По его проекту был сооружен пчельник, где обитали местные, ка- ринтийские, кипрские и египетские пчелы. Мендель попробовал ставить опыты и на животных, но церковное начальство потребовало убрать из кельи мышей.
В январе 1884 года из-за тяжелой болезни сердца и почек аббат авгу- стинского монастыря св. Томаша, великий ученый, основатель генетики Грегор Мендель умер.
На похороны аббата на центральном кладбище собрался весь Брюнн. Оркестром, который исполнял реквием, дирижировал выдающийся чешский композитор Леош Яначек. В торжественных похоронах участвовало много высокопоставленных лиц духовного и светского звания. Но среди участников похорон не было никого, кто бы понимал, что из жизни ушел не только настоятель монастыря, известный своими благодеяниями, но и выдающийся ученый-исследователь, имя которого вскоре станет известным всему миру.
В 1892 году голландский ученый Гуго де Фриз начал большую серию экспериментов по скрещиванию растений и изложил законы наследования в научном журнале. Немецкий ботаник Карл Корренс, работая с кукурузой, и австриец Эрих Чер- мак, скрещивая горох, независимо друг от друга также пришли к законам наследственности. Изучая научную литературу, оба ученых натолкнулись на статью Менделя «Опыты над растительными гибридами». Оказалось, что законы наследственности были открыты Гре- гором Менделем тридцать пять лет назад!
Слава Менделя моментально распространилась в научном мире. Появилась новая наука генетика и новые направления исследований. Генетика органически вошла во все биологические науки, сельское хозяйство, медицину. Развитие генетики повлияло на отношение к теории эволюции и на создание нового ядра в биологии — синтетической теории эволюции.
Разумеется, ученый имел немало предшественников. Ему были знакомы работы известных ученых Кёльрейтера, Найта и Сарже по гибридизации. Гениальность Менделя заключалась в том, что именно он увидел идею, сумел объединить факты в стройную логическую теорию. Биографы Менделя отмечают, что он очень серьезно изучил книгу Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», которая появилась в 1859 году. А синтез принципов генетики и дарвинизма подготовил почву для современного подхода к познанию мира.и
Комментариев нет:
Отправить комментарий