четверг, 5 августа 2010 г.

Аббат из Брюнна

В чешском городе Брно возле августинского монастыря св. Томэша есть небольшая площадь, которая носит имя Грегора Менделя. Того самого Менделя, имя которого в 50-60-е годы запрещалось произносить советским студентам. Слово «менделизм» в то время у нас считалось ругательным. В результате в нашей стране


 

генетика не развивалась.

зеликих открытиях Грегора Мен­деля мир узнал лишь после его смерти — и воздал ему должное. Сейчас на территории монастыря св. Томаша открыт мемориальный комплекс, посвященный памяти ос­новоположника генетики. В бывшей столовой монастыря можно увидеть приборы, которыми пользовался ученый. А в монастырском садике воспроизводятся опыты Менделя по скрещиванию растений.

Грегор Мендель родился в 1822 году в Чехии, в крестьянской семье. Не успел подрасти, как стал помощ­ником отца, ухаживавшего за бар­ским садом. Немногих мальчишек увлекла бы такая работа. Но Грегор не считал ее трудовой повинностью, ему было интересно прививать фруктовые деревья и наблюдать, что из этого получится. Интерес мальчи­ка к природе, его любознательность и способности заметил учитель То- маш Маккита, по рекомендации ко­торого Грегор после окончания об­щинной школы пошел учиться даль­ше—в школу в Липнике. Говоря со­временным языком, из начальной школы перешел в среднюю.

Блестяще окончив ее, он стал уче­ником гимназии в Троппау (ныне го­род Опава). Но тут с его отцом слу­чилось несчастье: во время работы в лесу он получил тяжелую травму. Антон Мендель не мог больше под­держивать сына в учебе, и шестнад­цатилетний Грегор был вынужден
самостоятельно зарабатывать на жизнь. Чтобы сводить концы с кон­цами, он окончил учительские кур­сы и начал давать частные уроки. Но гимназию не бросил и по-прежнему считался в ней лучшим учеником.

По окончании гимназии Мендель поступил на философские курсы при университете в городе Олбьмюц (сейчас Оломоуц), но для продолже­ния учебы не хватало средств. Ему пришлось бы оставить курсы, если бы не помощь младшей сестры Те- резии, которая уступила ему часть своего приданого. Впоследствии Мендель отблагодарит сестру, взяв на себя все расходы по воспитанию и образованию ее детей.

На дальнейший выбор жизненно­го пути Грегора большое влияние оказала его мать, очень набожная женщина. Она мечтала, чтобы сын стал священнослужителем. Это не расходилось с устремлениями Гре­гора, тем более что должность свя­щенника давала ему возможность продолжить учебу.

В 1843 году, после окончания фи­лософских курсов, Мендель был принят в августинский монастырь св. Томаша, монахи которого слави­лись ученостью. Настоятель Франц Напп, подбирая будущих священ­нослужителей для своего монасты­ря, в первую очередь обращал вни­мание на их интеллект и образова­ние. Здесь можно было встретить людей разных мирских профессий — филологов и ботаников, музы­кантов и математиков. Одновре­менно со службой в монастыре они преподавали в моравских гимнази­ях и школах.

Мендель отлично учился в богос­ловском училище при монастыре, получил сан и был назначен в боль­ницу св. Анны приходским священ­ником. Но его по-прежнему тянуло к знаниям, он мечтал получить выс­шее образование. И вместо про­должения духовной карьеры Мен­дель решил поступить в Венский университет. Но мечте не суждено было сбыться: он не выдержал эк­заменов. Наука развивалась, в ней происходили открытия, о которых он не слышал. Он не был знаком с работами Дарвина по эволюции млекопитающих, а богословское воспитание не позволяло ему за­числить человека в отряд приматов.

Из Вены Мендель вернулся об­ратно в августинский монастырь. Настоятель Напп нашел средства, чтобы направить Менделя в Вен­ский университет вольнослушате­лем. Обучение в качестве вольно­слушателя не давало права полу­чить диплом, но имело и некоторые преимущества: из всех предметов можно было выбрать самые необхо­димые. Мендель с большим инте­ресом занимался физикой, биоло­гией, химией и математикой. Анато­мию и физиологию растений он из­учал в лаборатории профессора Ун- гера — одного из лучших цитологов мира. Университетские преподава­тели оценили ум, трудолюбие и ув­леченность Грегора. По их рекомен­дации его еще студентом приняли в члены Венского зоолого-ботаниче- ского общества.

После двух лет изучения естест­венных наук Мендель вернулся в Брюнн (так раньше назывался го­род Брно), где его назначили пре­подавателем физики и естествен­ной истории в Брюннскую высшую реальную школу. Там проявился еще один его талант — педагогиче­ский: эрудиция и добросовестность сочетались у него с необычной для учителей мягкостью. Ученики цени­ли его не только за образованность, но и за доброту.

Однако при всей своей учености без диплома Мендель не мог стать профессором. Чтобы устранить эту очевидную для всех несправедли­вость, он в 1856 году предпринял еще одну попытку поступить в Вен­ский университет — опять неудач­ную. Будущий основоположник ге­нетики не сумел одолеть экзамен по биологии. Больше никаких попыток получить высшее образование он не делал и последующие четырнадцать лет проработал в высшей реальной школе обычным учителем.

А в монастыре Грегор Мендель разводил цветы, выращивал в оран­жерее ананасы, занимался энтомо­логией, изучал поведение пчел. Во­обще круг научных интересов Мен­деля был чрезвычайно широк. Он занимался метеорологией, руково­дил метеостанцией в Брюнне и да­же опубликовал несколько научных работ в этой области. Увлекался ономастикой — наукой об образо­вании имен собственных: он систе­матизировал немецкие фамилии, нумеровал их, учитывал количество в них гласных и согласных букв. Возможно, пытался открыть новые законы лингвистики.

Но главный научный интерес Мен­деля был сосредоточен на другом — на законах наследственности. Настоятель Напп выделил ему для опытов маленький участок земли около монастыря. Грегор Мендель посеял на этом участке горох. Вы­бор объекта исследования был тщательно продуман: удобство в культивации, самоопыление, четко выраженные признаки, крупные цветки, хорошо переносящие каст­рирование и защищенные от чужой пыльцы, плодовитые гибриды. Мен­дель определил задачу своей науч­ной работы — изучать наследова­ние различающихся признаков.

Ход скрещивания и результаты опытов Менделя сейчас подробно описаны во всех учебниках биоло­гии. Правила наследования, сфор­мулированные им, — классика био­логии.

Его эксперименты по скрещива­нию были лаконичны, логичны и точно просчитаны. В своих описа­ниях Мендель не использовал сло­ва «ген» и «хромосома» — эти тер­мины появились позже. В его рабо­тах вместо них фигурирует выраже­ние «наследственный задаток». Но сути дела это не меняет. Мендель ввел новые понятия (доминантный и рецессивный признаки) и новую символику — буквенные обозначе­ния генов, которыми пользуются все современные генетики. Он впервые использовал математиче­ский анализ биологических проб­лем и впервые применил метод ве­роятностей при случайном сочета­нии гамет (половых клеток) в про­цессе оплодотворения. Мендель определил, что признаки живого организма передаются определен­ными задатками (хромосомами), которые находятся в клетках в виде пар. Результаты опытов ученый из­ложил в работе «Опыты над расти­тельными гибридами», которая считается классической.

В 1865 году Мендель доложил о явоих открытиях на очередном за­седании Естественнонаучного об­щества. Его статья с результатами исследований была опубликована в журнале, рассылавшемся в научные институты по всему миру. Мендель ждал признания, откликов или хотя бы вопросов. Но никакой реакции от научного мира не последовало. Сущность открытия Менделя в то время осталась непонятой.

Настоятель Напп умер в 1867 го­ду. Весной 1868 года одиннадцатью голосами из двенадцати выборщи­ков новым аббатом был избран Гре­гор Мендель. С этой должностью трудно было сочетать научную ра­боту. По обычаю и закону настоя­тель монастыря св. Томаша зани­мал важное место в политической и финансовой жизни империи. Мен­дель участвует в выборах членов Моравского сейма и императорско­го совета.

С 1874 года Мендель тратил мно­го сил на борьбу против закона о налогообложении монастырей. Он был единственным настоятелем во всей Австрийской империи, кто от­казался платить подати. По иронии судьбы вскоре после смерти Мен­деля этот закон был упразднен.

Несмотря на загруженность об­щественной работой, Грегор Мен­дель продолжает опыты по гибри­дизации растений и скрещиванию пчел. По его проекту был сооружен пчельник, где обитали местные, ка- ринтийские, кипрские и египетские пчелы. Мендель попробовал ста­вить опыты и на животных, но цер­ковное начальство потребовало уб­рать из кельи мышей.

В январе 1884 года из-за тяжелой болезни сердца и почек аббат авгу- стинского монастыря св. Томаша, великий ученый, основатель гене­тики Грегор Мендель умер.

На похороны аббата на централь­ном кладбище собрался весь Брюнн. Оркестром, который испол­нял реквием, дирижировал выдаю­щийся чешский композитор Леош Яначек. В торжественных похоро­нах участвовало много высокопо­ставленных лиц духовного и свет­ского звания. Но среди участников похорон не было никого, кто бы по­нимал, что из жизни ушел не только настоятель монастыря, известный своими благодеяниями, но и выда­ющийся ученый-исследователь, имя которого вскоре станет извест­ным всему миру.

В 1892 году голландский ученый Гуго де Фриз начал большую серию экспериментов по скрещиванию растений и изложил законы насле­дования в научном журнале. Немец­кий ботаник Карл Корренс, работая с кукурузой, и австриец Эрих Чер- мак, скрещивая горох, независимо друг от друга также пришли к зако­нам наследственности. Изучая на­учную литературу, оба ученых на­толкнулись на статью Менделя «Опыты над растительными гибри­дами». Оказалось, что законы на­следственности были открыты Гре- гором Менделем тридцать пять лет назад!

Слава Менделя моментально рас­пространилась в научном мире. По­явилась новая наука генетика и но­вые направления исследований. Ге­нетика органически вошла во все биологические науки, сельское хо­зяйство, медицину. Развитие гене­тики повлияло на отношение к тео­рии эволюции и на создание нового ядра в биологии — синтетической теории эволюции.

Разумеется, ученый имел нема­ло предшественников. Ему были знакомы работы известных ученых Кёльрейтера, Найта и Сарже по ги­бридизации. Гениальность Менде­ля заключалась в том, что именно он увидел идею, сумел объединить факты в стройную логическую тео­рию. Биографы Менделя отмеча­ют, что он очень серьезно изучил книгу Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбо­ра», которая появилась в 1859 го­ду. А синтез принципов генетики и дарвинизма подготовил почву для современного подхода к познанию мира.и

Комментариев нет:

Отправить комментарий